<< Назад на главную
<< К началу статьи



Дамбу - народу.

Страница №2

Итак, приступаю к изложению бесславной хроники вытеснения простолюдинов с привычных мест отдыха на территориях дамбы и около неё.

Для себя дорожники (или технари, обслуживающие дамбу) оставили вот такие съезды, закрытые растяжками. Эти «служебные» заезды «для своих» существуют и сейчас, их можно увидеть преимущественно в сторону от города:

 съезд для "своих"

 А вот места, где были съезды к воде в сторону города стали выглядеть вот так. Либо съезд «просто» закрылся «отбойником»:

 сеъезд, заделанный "отбойником"

Либо за «отбойником» появились ещё и решетки с воротами:

 Решетки за "отбойником"

Стоять на проезжей части и тогда было практически нигде нельзя, так как все было заставлено знаками «Остановка и стоянка запрещена». Единственным исключением был участок от судопропускного моста до 3-го створа, где этих знаков почему-то на некотором протяжении не было:

 была стоянка у 3-го створа

Но там вскоре появились бравые автоинспекторы и объяснили любителям ставить автомобили около привычных мест лови, что указания сотрудника милиции (тогда ещё не полиции) об освобождении проезжей части имеют высший приоритет над отсутствием знаковых запретов.

 С весны 2011 года наши неприятности усилились ещё и в связи эскалацией прихватизаторских и «непущательных» потуг в отношении территорий около фортов.  В первую очередь они проявились у 1-го и 7-го Северных фортов, потом по принципу «дурной пример заразен» процесс пошел (почему-то вспоминаю любимую фразу незабвенного М.Горбачева «Процесс пошел»») и вокруг 3-го Северного форта. Далее я буду выкладывать хронику вытеснения простых людей (и рыболовов, и отдыхающих иными способами) от фортов Кронштадта.

 

«Прихватизация» брошенных фортов у дамбы

В начале повествования о фортах я уточню ситуацию. По меньшей мере до середины прошлого века форты Кронштадта принадлежали Министерству обороны и были военными объектами. Но потом оно каким-то образом отказалось от большинства фортов и бросило их на произвол судьбы. До сих пор военными объектами являются форты «Риф» и «Шанц», к которым можно подъехать на острове Котлин по шоссе мимо кладбища. Отмечу, вид «Рифа» был очень убог, если бы президентом или министром обороны был я, то сделал бы «головомойку» тому, кто обязан о нем заботиться. А потом, вероятно, отдал бы форт для отдыха простых людей.

А вот те форты, заезд к которым возможен сейчас с дамбы (1-й, 3-ий и 7-ой Северные) уже давно были брошены горе-вояками. 7-ой форт, как будто, до сих формально числится за военным ведомством (об этом позже), остальные – в ведении Госимущества.

Итак, первые годы существования дороги по строящейся дамбе в Кронштадт, заезд на эти форты был свободным. Рыбы там ловить с берега не бог весть как перспективно, заезжали больше для пикников и лежания под солнцем.

Вот 3 моих фото с 1-го форта  2007 года:

 на 7 форте

на 7 форте

на 7 форте

Ну и ещё, чем удобны форты, - там легко спустить лодку на воду. Есть полоски песчаного пляжа, по которому можно донести или довести на колесиках лодку до воды, есть пристани с каменными ступенями.

В связи с известными дурными привычками, укоренившимися среди жителей нашей страны, скоро вид фортов стал не только обшарпанным, но загаженным иногда до тошноты. Вот мои фото с 3-го Северного форта, сделанные в 2002 году, когда его не огородили сплошным забором.

 3 форт

3 форт

3 форт

Как-то двуногие нелюди умудрились даже вытряхнуть на берег у 3-го Северного форта партию битых ламп дневного света. А ведь они содержат ртуть – вещество высшего класса опасности!

 И вот ещё что. На 7-м форте регулярно проходили некие молодежные сборища. То ли ночные дискотеки в казематах, то что-то подобное. Приехал я как-то в районе 2008 на форт утром. Расходится от форта отдыхавшая ночью молодь. Какой-то гибрид панка с орком. Так и хочется с криком «Эллендил!» разогнать собравшихся. Полагаю, такие сборища не вызывали и у каких-то начальствующих  чиновников положительных эмоций.

 Наводить порядок на фортах у наших государственных чиновников, похоже, десятилетиями не было какого-либо желания. Один из островных фортов даже умудрились разбомбить во время съемок военного фильма (по памяти - «Балтийское небо»).  Но вот со всеми фортами так поступить не успели. Тем более, что при царе (извините, опечатался, президенте) Борисе Ельцине форты попали в перечень памятников истории федерального значения.

Ну и как же навести на этих фортах порядок, когда вкладывать в них деньги и силы ну совсем не хочется? А распустившиеся посетители заброшенных фортов гадят и гадят… При социализме можно было бы вспомнить про общественные организации сознательных трудящихся, типа ДНД, примеры «шефства» трудовых коллективов над какими-то объектами.  Так нет ни «развитого социализма», но этих самых сознательных трудовых коллективов!

Историческое отступление. Судьба фортов не уникальна. В таком же положении ДОТы Карельского перешейка. Те финские ДОТы, которые оказались на советской территории, по большей части взорваны, они и будут руинами. А вот советские форты системы так называемого КАУРа (Карельского укрепрайна) вышли из войны целыми. Они так же брошены и загажены. А вот в побежденной Финляндии отношение к ДОТам времен «Зимней» (1940 – 1941 гг.) войны диаметрально противоположное. Они стали музеями.

Но, как говаривал видавший виды Виктор Степанович: «Здесь вам не тут!».

У нас не Финляндия и по финскому пути нам, господа, идти ни к чему. Форты стали сдаваться в аренду. Очень удобно: забота о памятнике истории с госструктур переходит на некие частные или акционерные организации, которые ещё и арендную плату в казну вносят. «Конгениально», - как говаривал в начале прошлого века Великий Комбинатор.

 Первым из упоминавшихся нами фортов во власть арендаторов попал 7-ой Северный форт. Формально он был сдан для организации «рекреационного» бизнеса. В апреле 2008 года конкурс на право аренды был выигран ООО «Седьмой Северный форт». Как сообщали электронные СМИ:

«Торги по 7-му Северному форту площадью 28 910 кв.м выиграло ООО «Седьмой северный форт», предложившее 1,85 млн рублей в качестве ежегодной арендной платы. Фирма обещала вложить еще 49,728 млн в восстановление памятника в течение семи лет.

Руководитель компании Михаил Некрасов планировал разместить здесь культурно-развлекательный центр с яхт-клубом, музеем морской славы и соответствующей инфраструктурой (ресторанами, барами и т.п.).

Победители собирались проводить на территории форта различные open air, а зимой — тест-драйвы снегоходов. Какие работы выполнены на Седьмом форте — нам не известно; сейчас территорию оборонительного сооружения почему-то сдает в аренду проигравший на торгах Державный фонд поддержки культуры».

(http://www.nsp.ru/nums/19403.html)

После победы на конкурсе арендаторы установили шлакбаум на дороге, которая вела на застроенную территорию острова. Платить надо было за въезд, пользование причалом, слипом. Вроде, предлагались услуги пляжного отдыха, работала ресторация. Иногда проводились какие-то массовки.

Народ сначала не почувствовал себя особо ущемленным. Был свободным въезд на незастроенную территорию острова. Плюс, пока не было никаких «рогаток» на дорогах в 3-му и 7-му фортам.

 А вот после того, как в конце августа - начале  сентября 2010 года состоялось закрытие последних съездов к воде на участках между 2-м и 3-м створом, арендаторы 7-го форта перешли в наступление. Ими была создана «кормушка» - въезд на все территории, прилегающие к 7-му Северному форту стал платным. Остров, на котором расположен 7-й Северный форт делился на 2 части (см. рисунок).

рисунок 7-го форта

 

На прилегающую к КАД территорию (участок №1) въезд был свободный и бесплатный. На территорию с застройкой, где стоят здания самого форта, а сейчас организована стоянка катеров и яхт (участок №2) , въезд был платный. Взималась плата при проезде через шлагбаум на дороге (цифра 1 на рисунке), ведущей к комплексу зданий форта. Относительно платы за въезд на стоянку катеров и яхт свой резон был, так как организация, взявшая форт в аренду, брала на себя обязательства убрать залежи мусора, привести здания в приличный вид. На участке №1 никакой застройки не было и нет. Если там и проводилось какое-либо благоустройство, так при проведении строительства дамбы, то есть за счет госбюджета.

Так вот, вся территория (участки №1 и №2) вдруг в 2011 г. перешла под  власть коммерсантов. Они установили у места съезда с проезжей части КАД на территорию острова будку с охранником и таблицей прейскуранта за свои услуги. И затянули места для выезда и выезда цепями (см. 2 следующих фото).

 Фото – будка с охранником при въезде на остров, на котором располагается 7-ой форт.

 

самостийное КПП


 

Фото – цепи, закрывающий свободный проезд

 цепи на въезде

Хочешь  съехать с КАД, где остановка и стоянка запрещена, в окрестности форта – плати частному охраннику 200 рублей при въезде уже на пустой участок через организовавшийся в  том году контрольный пункт (на рисунке под цифрой 2)! А потом гони машину через пустой участок №1 на платную стоянку на участок №2. На каком основании коммерсанты удвоили подконтрольную территорию и берут деньги за въезд даже на участок №1? По-моему,  была организована работающая «кормушка» по типу творческого развития идеи Великого Комбинатора о продаже билетов в провал.

Из письма моего знакомого о рыбалке на дамбе: «В четверг тачку бросал на трассе, но в начале одиннадцатого гиец меня выгнал, и я поставил ее между 2 и 1 ым створом, заехав сразу за вторым за 200 рублей! Там вниз до упора обратно пешком 20 минут!!»

 Причем, и сама цена вопроса, по-моему, была явно великовата. Такса для автостоянок в окрестностях моего дома на тот период была  100 рублей за сутки, а на несколько часов, да ещё за городом явно должна быть существенно поменьше 100 рублей.

Сам выезд по-прежнему с острова на КАД был небезопасен. Прилегающая дорога слева просматривается плохо, а участок, на котором можно было бы сделать безопасную полосу для выезда и разгона, был заложен ранее отсутствующим бетонным блоком (он  на фото снизу).

блок на дороге


Не знаю, случайное это совпадение или нет, но и дорога, ведущая к 1-му Северному форту, оказалась заложенной бетонным блоком.

 

Первые прихватизаторские потуги разбушевавшихся арендаторов удалось осадить. С помощью депутата Петербургского ЗАКСа (не путать с ЗАГСом) Е.В.Бабич  была организована прокурорская проверка по  описанным очевидно противозаконным фактам. КПП был ликвидирован, а над его организаторами даже нависла символическая угроза уголовного дела за незаконное предпринимательство. Со второй половины октября 2011 года въезд на незастроенную территорию, на которой находится 7-ой Северный форт, снова стал свободным. Правда, ездить туда было уже особо не за чем. «Белая» рыба отошла от берега.

Примерно одновременно как-то тихо «улетучился» бетонный блок, закрывавший дорогу к 1-му Северному форту. Ну, хоть этим воспользовались любители ловли корюшку, которые зимой ездили в район этого сооружения. Так определенно лучше, чем по льду он Шанца.

Хроники попыток остановить «прихватизаторский» процесс у форта будет выложена мною позже, вероятно, на отдельной страницы. Там же будут отсканированные ответы прокуратуры. Если кто-то что-то пытался сделать параллельно – напишите, выложу ваши материалы.

Но с весны 2012 года процесс вытеснения простолюдинов с привычных мест отдыха пошел по нарастающей на новый виток спирали. Въезд на незастроенную территорию около 7-го форта  опять был закрыт, на этот раз без помощи КПП, просто его кто-то, не афишировавший свою деятельность, заложил бетонным блоком. С июня 2012 стартовало действо по закрытию свободного доступа к  3-му Северному форту, который оказался в аренде у другого «эффективно» хозяйствующего субъекта.  
 

Зимой 2011 – 2012 гг. въезд с КАД на остров, на котором располагается 7-ой Северный форт, был закрыт. И далее летом существовавший ранее заезд имел вот такой вид:

 

 7 форт заезд

Иногда «отбойник» снимался, и дорогу преграждал лишь бетонный блок. Иногда перед блоком стояли 1-2 автомобиля, которые словно чего-то ждали. Судя по тому, что у зданий форта иногда тоже виднелись автомобили, следует вывод, что ждали они освобождения проезда. Ясное дело, что авто, видневшиеся иногда у строений форта, туда не по воздуху прилетали. То есть, въезда для всех не стало, но для узкого круга лиц, он, похоже, по-прежнему существовал.

С форта исчезли рекламные вывески. Не стало причала, не видно было и признаков работы ресторана, пляжа. «Рекреационный» бизнес, похоже, заглох. Вместо него появились признаки то ли резервационной, то ли криптологической (как бы это сказать?) деятельности.

 Этой же зимой въезд на 3-й форт был ещё свободным. Хотя выросший длиннющий забор, отхвативший громадную часть незастроенной территории острова, вызывал мрачные предчувствия. Рыба в окрестностях острова особо не клевала, посетителей было немного.

Последний раз я заезжал на территорию форта в начале июня 2012 года. Намечались какие-то признаки благоустройства: местами подсыпались щебенкой дороги, местами асфальтировались стоянки для автомобилей. Неужели власть пошла навстречу здоровым интересам людей?

Вот фото марта 2012 года:

3 форт март 2012

А вот в июне того же года:

 3 форт май 2012

 

Но, если где-то в местах загородного отдыха начали наводить порядок, не к добру это. Это не для блага простолюдинов. Где-то во второй половине июня форт обнесли забором и на въездные ворота был навешен замок.

Вот так выглядит место, где был въезд на форт.

 

 3 форт въезд

Плакаты сообщают, что посторонним сюда теперь вход воспрещен, а если что, объект охраняется служебными собаками.

посторонним низя!

 

 3 форт угрожающий плакат

 

Далее до самой береговой черты, к которой по водному кодексу должен быть свободный доступ для всех, тянется длинный-длинный забор. Слева от ворот располагается громадная незастроенная территория, на ней вполне можно футбольное поле разместить. И она огорожена забором от посторонних лиц:

 3 форт забор

 

Направо и налево от ворот, если проехать по разворотной петле несколько десятков метров, есть заасфальтированные съезды на низовые дороги. Одна идет в сторону судопропускного канала, другая –  в сторону острова Котлин. От съезда любителей рыбной ловли и отдыха у воды обе дороги заботливо перегорожены «отбойником»:

 отбойник

 

 Хотя, это были бы идеальные съезды к воде, так как заезд идет не с автомагистрали, и для выхода на автомагистраль есть промежуточная дорога с полосами разгона и торможения. Очевидно, чиновное мышление идет по стереотипному пути: раз не предусмотрено проектом, значит, перекрыть и не пущать!

 

Ну и данные о том, кто же обосновался на 3-м форте, ответы найти несложно. По ключевым словам выходим на ссылки:

http://www.baltinfo.ru/2011/02/15/Rosimuschestvo-sdalo-v-arendu-dva-forta-Kronshtadta-188407

http://izvestia.ru/news/371343

http://krongazeta.com/perspective/1525.html

 

Без каких-либо общественных слушаний 14 февраля территориальное отделение Росимущества через аукцион отдало 3-й форт в аренду на 49 лет некоему ООО «Арка». Подобным образом, кстати, сдан в аренду и 5-й форт.  Цена аренды 3-го форта – 1,7 млн рублей. Арендаторам вменено в обязанность провести реконструкцию без создания новых объектов недвижимости.

А вот обязания обеспечить право простых людей на отдых в привычных местах, свободу передвижения, свободный доступ к прибрежной полосе и объектам исторического наследния, Н Е Т У. Водный кодекс на островах, где расположены сданные в аренду 3-й и 7-й Северной форты почему-то не действует.

 
В отношении выполнения арендаторами своих обязательств указанные по ссылкам выше источники высказывают откровенный пессимизм. Нарушений  у арендаторов масса. Вот и мой пример. 7-ой форт сдан в аренду для рекреационных целей. Нет там теперь не стоянки катеров, ни пляжа, ни ресторана. И заезд на этот рекреационный объект вот какой:

заезд на 7 форт

   Добро пожаловать отдохнуть у воды!

 
Если признать описанную тактику Росимущества перспективной и корректной, могу предложить такую идею: для разгрузки бюджета сдать аналогичным образом в аренду Петропавловскую крепость и Дворцовую площадь. Пускай их обнесут забором и охраняют от простолюдинов служебными собаками. Ну, а чтобы арендаторам был смысл вкладывать деньги, они будут там иногда устраивать тусовки для узкого круга состоятельных лиц.

 
Что касается ситуации на южной ветке дамбы, то в настоящее время она принципиально ничем не лучше того, что описано выше.

Вот краткая история вопроса. Строительство южной ветки было заморожено очень давно. Хотя, на ней ловили. Кто-то ходил пешком, кто-то проезжал на личном авто, давая на «лапу» охранникам. Кто-то умудрялся подъезжать совместно с «работягами» на служебных развозках. После открытия сквозного движения по КАД проезд по южной ветке стал вполне свободным.  Был даже удобный съезд с КАД на берег в сторону города перед тоннелем, если ехать от Ломоносова к Котлину. На этом съезде в июне 2012 г. даже прошел чемпионат ЛООиР по рыбной ловле. Но вскоре после соревнований этот съезд объявили «технологическим» и закрыли на него въезд простолюдинам. А заезды к воде на участках между створами напоминают почти 1:1 то, что было сделано раньше на северной ветке.

 

Пытался ли кто-то поднять вопрос о явной  несуразности такого положения дел?

Да, пытался. Продолжение последует.

Ну, и окончание. Что же, все так безнадежно? Завела технократия идею отдыха на дамбе в тупик? Выход есть, надо только думать с позиций простого разумного человека.

Все это я уже публиковал на первом варианте своего сайта. Этот фрагмент после катаклизма с отказом "яндекса" от поддержки "народ.ру" сохранился почти полностью. Вот он - щелкайте по ссылке

<<Назад на главную
<< К началу статьи

Число просмотров этой страницы:

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!